Студия ландшафтного дизайна     

На главную | Ландшафтное проектирование | Благоустройство и озеленение | Посадка деревьев | Искусственные водоемы | Рокарии и альпийские горки | Газоны и дорожки

Ландшафтный дизайн | Садовая архитектура | Библиотека | Контакты



Что такое "Ландшафтный дизайн"


Ландшафтный дизайн Современный мир знает два принципиально разных подхода к понятию "ландшафтный дизайн". Один из них говорит, что это особый вид искусства, сродни написанию картин или лепке из глины. Другой, более приземленный, понимает под определением "ландшафтный дизайн" любую практическую деятельность по озеленению и благоустройству садово-парковых территорий, применению различных инженерных и архитектурных форм в обустройстве объектов озеленения. Однако если разобраться, оба подхода не противоречат и взаимно дополняют друг друга. Поэтому все чаще под ландшафтным дизайном понимают универсальную дисциплину, главной задачей которой является гармоничное соединение красоты и удобства использования приусадебных и парковых территорий, устранение конфликта между природой и антропогенными (рукотворными) факторами, воздействующими на нее.

Историю ландшафтного дизайна как практической деятельности традиционно выводят из первых цивилизаций Древнего мира, в которых сады стали использоваться в качестве традиционной формы организации пространств вокруг дворцов правителей и жилищ знати. С течением времени садовое искусство все более распространялось, и уже воспринималось не только как прерогатива высших сословий. Однако, в отличие от садов знати, сады простолюдинов вплоть до начала ХХ века носили в основном утилитарный характер, и воспринимались лишь как места производства пищи. Хотя при дворах вельмож продолжали существовать "сады для красоты".

И только бурное развитие индустрии и капитализма в начале ХХ века привело к бурному росту интереса к озеленению и благоустройству густонаселенных районов Западной Европы, где особенно ощущалось давление человека на окружающую среду. Тогда же, как считают, "ландшафтный дизайн" возник уже не просто как практика, но и как теория и наука, призванная в особой эстетической манере решить противоречие между человеком и природой.

На протяжении последнего столетия наука "ландшафтный дизайн" достигла существенного прогресса, обогатившись совершенно новыми формами и направлениями решения проблемы благоустройства и озеленения антропогенной среды. Современная литература по ландшафтному дизайну демонстрирует нам много новых подходов и в практическом применении принципов зеленой архитектуры.

Вместе с тем, каким бы не был прогрессивным труд новаторов, он вынужден опираться на ряд правил, выработанных практикой на протяжении сотен лет. В частности, если говорить о основных компонентах (элементах) ландшафтного дизайна, то они известны уже давно и остаются практически неизменными. Среди них выделяют природные (рельеф, вода, зеленые насаждения) и рукотворные (архитектурные объекты, технические коммуникации и элементы декора).

Если же ранжировать компоненты ландшафтного дизайна, то на первом месте будут архитектурные объекты, то есть сами здания и сооружения. Именно они формируют центр любого ландшафтного проекта, основной целью которого в любом случае будет являться сглаживание перехода между природными и рукотворными (антропогенными) объектами, смягчение давления последних на окружающую природу. Вторым по важности элементом ландшафтного дизайна являются зеленые насаждения. Практика ландшафтной архитектуры знает примеры, когда при создании садов обходились без использования растений, но это скорее исключение, подтверждающее незыблемое правило: сад без растений невозможен. Зелёные насаждения в виде деревьев и кустарников, а также цветов и цветников, равно как и комбинации из этих элементов являются тем самым главным "строительным" материалом любого ландшафтного проекта.

Следующими по важности компонентами ландшафтного дизайна считаются такие природные факторы как рельеф и вода. И тот и другой могут использоваться в неизменном виде (в том случае, если на участке уже имеется водный объект, а текущее состояние ландшафта местности целиком устраивает владельца). Однако, рельеф земной поверхности может и изменяться для реализации конкретного дизайнерского проекта, а водные объекты могут создаваться "с нуля" по желанию заказчика.

Наконец, последними по значению компонентами ландшафтного дизайна являются объекты технической коммуникации и элементы декора, все чаще используемые в озеленении и благоустройстве. И те и другие со временем используются все чаще, а конкретные формы и способы их применения совершенствуются чуть ли не ежедневно. Еще столетие назад привычными для сада элементами декора выступали только малые архитектурные формы, включая статуи, фонтаны, садовые скамейки, урны и вазы. Сегодня же ассортимент предложения в этом сегменте значительно возрос, и среди уже привычных нам форм декорирования садового пространства мы видим ландшафтные светильники, современные средства полива и туманообразования, музыкальные подвески, мангалы, барбекю и прочие.

Если говорить о стилях ландшафтного дизайна, то в этом вопросе эта наука никогда не стояла на месте. Исследуя историю, нетрудно отметить, что разные эпохи отличались разными стилями, пронизывавшими собой садовые и ландшафтные шедевры. Говоря о нашем времени, можно отметить борьбу двух основных стилей - техно и эклектика. Первый - дитя конца ХХ века, максимально отдаленный от природного начала. И второй - как бы отрицающий антропогенный диктат техницизма, но не готовый представить сколько-нибудь целостную концепцию дизайна, заменяя ее всепоглощающей идеей размеренной натуралистичности. При этом не имеет особого значения, что при создании таких дизайнов присутствует смешение различных направлений и концепций. Пожалуй, главным трендом современных ландшафтных дизайнеров является идея творческого беспорядка, успешно реализуемая во множестве современных садов.

Однако, такой концептуальный сумбур современности не следует путать с отсутствием стиля. В любом случае, ландшафтный дизайн - серьезная и сложная отрасль творчества и практической деятельности, не терпящая дилетантских подходов. И стилистика этого дизайна представляет собой целостную систему образов, базирующуюся на едином генеральном замысле, в основе которого - гармония эстетической формы, и оформительского содержания, базирующаяся на применении ряда средств художественной выразительности и профессиональных творческих приемов. И, без сомнения, такой подход доступен только профессионалам.

Студия ландшафтного дизайна "Флора-МК" (г. Запорожье).
Copyright© Флора-МК
ivron@inbox.ru

На главную | Ландшафтное проектирование | Благоустройство и озеленение | Посадка деревьев | Искусственные водоемы | Рокарии и альпийские горки | Газоны и дорожки

Ландшафтный дизайн | Садовая архитектура | Библиотека | Контакты